Материалы

Дети и гаджеты

Современный мир невозможно представить без гаджетов и компьютерных технологий… Они открывают новые возможности и одновременно мощно изменяют условия развития наших детей. Сейчас, пожалуй, невозможно встретить ребенка не знакомого с компьютером, планшетом, современным смартфоном. Вместе с этим растут тревога и волнение родителей. Как относиться к общению ребенка с гаджетом? Опасно или нет? Сколько времени может проводить ребенок в контакте с «электронным другом»?

Каждая семья находит для себя собственные ответы на эти вопросы. И в моей практике родители все чаще говорят об этом. Больше всего опасениий и сложностей у родителей, дети которых в возрасте 8-9 лет, но все чаще я вижу малыша от 2-х лет в коридоре или на встрече с телефоном, планшетом в руках. Мне хотелось бы, чтобы родители были вооружены знаниями на эту тему и я постаралась собрать наиболее значимые темы и ответы в одном месте. Будем разбираться вместе?

Плюсы и минусы общения ребенка с гаджетом 

+ Гаджет – как тренажер восприятия 

Вся современная действительность, так или иначе, насыщена информационными технологиями и устройствами. Бесспорно, что  ребенку приходится сталкиваться с ними.  Сложным языком, для психики это -  изменение масштабов, светочувствительности, интенсивности сигналов на кору головного мозга.  Отчасти планшет это тренажер восприятия – умеренное и правильное его использование поможет подготовить нервную и сенсорную систему ребенка к предстоящим нагрузкам.

+ Дополнительные возможности для развития и обучения

Сейчас производители компьютерных игр предлагают большое количество различных игр, которые помогут развить мышление, логику, концентрацию и общие познания ребенка. На планшете можно просматривать научно-популярные фильмы, искать полезную информацию, читать с ребенком книги – простор огромен! Главное правило – использование ребенком гаджета должно быть ограничено по времени! До 3 лет взаимодействие ребенка с планшетом, компьютером и телефоном не рекомендовано! 

- Нагрузка на неокрепшую костную систему и зрение

Ребенок стремительно растет – его скелет чувствителен к позе, нагрузкам. К примеру, специалисты по детскому массажу часто рассказывают о искривлениях и диспропорциях за недельный и двухнедельный срок от игр в неудобной позе или с перекосом. Как правило, ребенок держит планшет сидя в неудобной позе, напряженно наклонив головку. Важно следить за этим. Также нагрузке подвергается зрительная система.  Во время просмотра изображения или видео на экране, также снижается частота моргания. Глаз слабо увлажняется и, в итоге, пересыхает. Изображения рассматриваются при разном контрасте и движениях – для ребенка это гораздо нагрузочней, чем для взрослого.

- Влияние на нервную систему

Детский возраст – период активного формирования и развития мозга. Работа за компьютером сопровождается своеобразной нагрузкой на еще неокрепшую нервную систему. Ребенок наблюдает необычный для природного мира контраст фона и изображения, его дискретность, встречается  мерцание дрожанием и мелькание, задействуется специфическое движение и направление взгляда за объектами. При интенсивной стимуляции возникают специфические очаги возбуждения в нервной ситстеме, растет напряжение в нервных путях, специфическое торможение ее. Часто она не готова к таким нагрузкам, что приводит к развитию раздражительности, астении. В числе наиболее печальных последствий специалисты отмечают – страхи, тики и заикание.

- Снижение мотивационной и познавательной активности

Как устроено взаимодействие ребенка и познание через гаджет? Преимущественно это впечатления получаемые через зрительный канал, незначительно и однообразно используется мелкая моторика (движение пальцем). Ребенку не нужно затрачивать каких то усилий – нажал кнопку и получил результат, насытился впечатлениями. Часто при этом ослабевает интерес к другим сферам жизни – в том числе и к играм и занятиям, снижается доля остальных сенсорных коридоров восприятия (движение, тактильное восприятие, обоняние и др.) – которые являются важными инструментами развития.

- Риск возникновения компьютерной зависимости

Дети относятся к наиболее уязвимой в этом ключе группе. К сожалению, с каждым годом, проблема компьютерной зависимости становится все актуальнее и острее. Растет количество детей, родители которых обращаются за помощью к специалистам.

- Возможность получения психологических травм

Компьютер и выход во всемирную сеть открывают бескрайние просторы для развития и ознакомления с новой информацией. К сожалению не вся информация полезна детям – на просторах сети они могут столкнуться со сценами насилия, эротическим контентом и жестокостью. Часто это происходит случайно, тогда когда ребенок искал какую то картинку или напечатал забавную фразу в поисковике. Детская психика не готова к этой информации, часты случаи тяжелых психологических травм – работа с которыми требует длительных усилий специалистов. Каждый родитель должен внимательно относиться к этому аспекту и понимать возможные последствия. Для того, чтобы обезопасить его, достаточно установить программу, которая не дает доступ к потенциально опасным сайтам – такие разработки доступны и для ПК, и для планшетов, и даже для смартфонов. Если вы хотите, чтобы ребенок использовал гаджет исключительно для учебы, то сможете установить параметры, позволяющие заходить в сети только на образовательные ресурсы.

Другие материалы по теме:

Игрушки наших детей
Ребенок не хочет учиться...

Когда надо знакомить ребенка с современными технологиями?

Нередко можно увидеть маленького малыша с телефоном мамы в руке, он уже умеет нажимать кнопки, включать мультик, играть в игры. Часто это сопровождается даже некоторой гордостью – «как быстро освоил», «не по годам развит», «современно», «даже бабушки и дедушки так не могут» - услышать можно разное. Телефон в руках ребенка и умение обращаться с ним, не показатель интеллектуального развития крохи. На практике можно встретить детей с задержкой в развитии многих значимых функций, но успешно пользующихся телефоном.

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что нежелательно использование гаджетами до достижения 3,5-4 лет. Это обосновано многими причинами, и физиологическими (неокрепшая костная и нервная система, формирующееся зрение)  и психологическими. 

Природой заложены определенные этапы развития разных навыков и способностей ребенка – сензитивные. Именно в это время они могут развиться максимально эффективно – ни позже, ни раньше, своеобразное золотое время. Заложенные природой сензитивные периоды и логика развития психической деятельности совсем не совпадают с предполагаемыми в компьютерных играх и контенте для малышей. Это попросту невозможно.

Можно предложить малышу узнать о чем то двумя способами - показать на экране, и даже в интерактивном фильме. Или просто дать это в руки, дать возможность взаимодействия (мять, трогать, использовать по назначению). Усвоение и запоминание  (в том числе и речевое) будет выше во втором случае. Предметная деятельность рождает качественное усвоение информации. Это подтверждается далеко не одной серией экспериментов.

 В младшем возрасте еще не усвоены другие средства познания, обучения, общения. И если гаджет приходит в жизнь ребенка слишком рано, то другие способы усваиваются тяжелее. Минимальная польза от выполнения "развивающих" заданий несопоставима с тем, что дети быстро становятся неспособными играть самостоятельно, придумывать, фантазировать. Чтобы придумать и реализовать  игру в жизни, требуется в разы больше сил и навыков. 

Только задумайтесь – сам Стив Джобс не давал своим детям пользоваться гаджетами, ограничивал общение с ними. Общение с гаджетом с успехом и большей развивающей пользой заменят реальная игра, общение, традиционные развивающие методики. До 3,5-4 лет стараемся не вводить в жизнь ребенка гаджеты. Разобравшись с вопросом возраста, возникает следующий.

Как правильно знакомить ребенка с компьютером?

«Запретный плод сладок»… Если родители просто поставят запрет на гаджеты – выйдя в социум (школу) ребенок столкнется с ребятами владеющими им. Иногда в этом случае он готов на многое – отдать завтрак, карманные деньги- пожалуй это самое безобидное из того, что встречается на практике психологов, чтобы поиграть в него. Нужно понимать, что когда мы запрещаем ребенку что то, то мы тем гасим его мотивационную активность, не обучаем его самому справляться с тягой к чему то, выбирать.

Чаще всего гаджет в руках ребенка играет одностороннюю роль – развлекательную. Сами родители преподносят планшет или телефон как подарок на праздник или день рождения. Иногда родители объясняют данную покупку как необходимость: «нужно шагать в ногу со временем, у всех детей есть, а чем мой ребенок хуже». Второй вариант – планшет появляется в руках ребенка, когда мама занята или  пытается заставить его поскорее съесть кашу или, например, успокоить в ожидании своей очереди к врачу. Довольно скоро этот способ решения проблем становится самым быстрым, действенным и, соответственно, единственным. В последствии гаджетом можно еще и воспитывать – плохо себя вел – не получишь. Вот и получается, что мы сами ВСЕГДА накладываем на гаджет положительную маркировку – как подарок, награда, время когда ребенок не мешает родителям.

Ребенок с подачи взрослого воспринимает общение с компьютером как благо, радость, подарок.  А если еще и один из родителей проводит свободное время в социальных сетях, то он воспринимается ребенком как человек, занятый каким-то интересным, хоть и не очень понятным делом. Если ребенок не видел маму с книжкой, а папу, скажем, с отверткой, то именно такой – «компьютерный» – досуг он начинает считать абсолютно естественным и уж совершенно точно самым увлекательным.

Детям важно изначально усвоить основную роль гаджета – информационную!  Постепенно знакомя ребенка с новыми технологиями можно учить печатать, рисовать на планшете, фотографировать. После совместного прочтения сказки с ребенком предложите посмотреть одноименный мультик, найти фотографию животного который встречался в сказке, распечатать раскраску – вариантов много. Главный посыл – что гаджет это то, что поможет узнать больше информации. Расскажите как вы используете его, в чем он помогает в работе. Если говорить об играх – то на устройство с которым взаимодействует ребенок должны быть загружены не только веселые и развлекательные игры, но в том числе и нудные и логические. То есть в  дошкольном возрасте накладываем запрет уже не на гаджет, а на время проведенное за ним!

Сколько ребенку можно играть на планшете?

Каждый родитель принимает решение об этом самостоятельно. Мое мнение как психолога, чем меньше и позже – тем лучше. Поэтому приведу просто сухие цифры по нормам Сан Пин (2.2.2./2/4/1340-03). Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп.  

Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день.  Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах - 15 минут, в 5-7-м классах - 20 минут, 8-9-м классах - 25 минут, 10-11-м классах - 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором. Цифры впечатляют, но решение всегда за нами!

Как видите рекомендации просты – до 3,5 лет – исключаем, старше ограничиваем во времени, учим пользоваться,  не забывая о других сферах, внимательно относимся к контенту на гаджете. Идеально, когда время проведенное ребенком за электронной игрушкой – будет проведено вместе с вами!   

Приведу несколько идей – вашего совместного досуга с ребенком. 

Досуг и развитие

Играть, читать, смотреть фильмы вместе!  

Спорт и новые технологии

Можно заниматься по видео урокам, расчитать маршрут пробежки, найти интересные упражнения и идеи, скачать интересные приложения по фитнесс  тематике. 

Фотографии и приложения с ними

Просматривать старые архивы (дети очень любят это), искать фотографии интересных мест, учиться фотографировать, создавать коллажи, посылать фото друзьям и родственникам 

Музыка

Слушать музыку, смотреть клипы, петь караоке, учить новые песенки, знакомиться с классикой. 

Совместное хобби и новые навыки

Можно научиться что то делать вместе – интересную поделку, браслет, что то построить по схеме.

При желании вы всегда найдете новые совместные увлечения и интересы.